Новости проекта
Подписывайтесь на нас ВКонтакте!
Хаю-хай, с вами Schools.by!
Голосование
Нравится ли Вам работа нашего учреждения образования?
Всего 99 человек

Использование малых литературных и фольклорных форм в развитии связной речи детей

Дата: 27 мая 2015 в 14:15, Обновлено 27 мая 2015 в 14:19

 «Использование малых литературных и

фольклорных форм в развитии связной речи детей»

Едва можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и поэтому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развивался из исканий высокой радости детской народной массы. Это детский фольклор. Фольклор – одно из действенных средств, таящий огромные дидактические возможности.

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. В этом возрасте ребёнок овладевает прежде всего диалогической речью. Она имеет свои специфические особенности проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи. Только специальное речевое воспитание подводит ребёнка к овладению связной речи, строится с учётом возрастных особенностей детей. При этом важно учитывать индивидуальные особенности речевого развития каждого ребёнка: эмоциональность, непосредственность.

Развитие речи маленьких детей находится в прямой зависимости от следующих факторов:

  • речевое окружение (речевая среда);
  • педагогических воздействий, направленных на освоение ребёнком определённого речевого содержания.

Поэтому, использование малых фольклорных форм в развитии речи дошкольников приносит огромный результат. Детская литература занимает в мире малыша очень важное, очень большое место.

В  работе с детьми дошкольного возраста большое внимание уделяется ознакомлению детей с малыми формами фольклора - потешкам, пестушкам, которые помогали наладить эмоциональный контакт с детьми.

Народные песенки, колыбельные, потешки, сказки погружают ребёнка в светлый уютный и убаюкивающий мир, который оказывает врачующие влияние на детскую душу. Одна из движущих сил развития ребёнка – сила примера. Книга сознательно и целеустремлённо направляет ход его мыслей, побуждает к подражанию, совершенствует и облагораживает ум и сердце ребёнка, развивает речь.

С раннего возраста ребёнок откликается на потешки, приговорки, колыбельные и т. д. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить. Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притоптывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребёнка, т. е. вызывает эмоциональный отклик, чувство сопричастности к тому, что описывается в произведении, а также у ребёнка появляется желание запомнить текст. Ведь всем известна истина: что интересно, то легче запоминается, дольше сохраняется в памяти.

Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребёнка к новым для него условиям. Во время расставания с родителями необходимо переключать внимание ребёнка на игрушку (кошку, собачку, петушка), сопровождая её движениями, чтением потешки:

Петушок, петушок
Золотой гребешок…

или: Киска, киска, киска брысь
На дорожку не садись…

или: Вот собачка Жучка
Хвостик закорючка…

Вариантом такого приёма могут быть игры ребёнка со своими пальцами. Дети с удовольствием перебирают их, наделяя именами близких людей:

Этот пальчик – дедушка
Этот пальчик – бабушка
Этот пальчик - папочка
Этот пальчик - мамочка
Этот пальчик – я, вот и вся моя семья.

Особенно дети любят, когда во время чтения потешки используется его имя, такие произведения малых фольклорных форм дети очень быстро запоминают:

У сороки боли
У вороны боли
А у Ирочки заживи.

или: Кто у нас хороший? 
Кто у нас пригожий?
Сашенька хороший, Сашенька пригожий!

С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умывание, причёсыванию, приёму пищи, одеванию, укладыванию спать.

При умывании: Водичка – водичка
Умой моё личико…

При причёсывании: Расти, коса, до пояса
Не вырони ни волоса
Расти косонька до пят,
Все волосики в ряд…

Во время приёма пищи: Умница Катенька
Ешь кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую,
Сладкую, душистую.

Чтение народных песенок, потешек, сопровождаемое показом, более глубоко воздействует на чувства ребёнка, способствует запоминанию текста, развитию речи.

Одной  из фольклорных форм являются поговорки и пословицы, представляющие собой особый вид поэзии, который веками впитывал в себя опыт и мудрость многих поколений. Используя в своей речи поговорки и пословицы, дети могут научиться лаконично, ярко и ясно выражать свои чувства и мысли, научиться окрашивать свою речь, развить умение творчески употреблять слово, образно описывать предметы, давая им яркие и сочные описания. В работе с детьми над пословицами и поговорками, необходимо опираться на принципы постепенности и последовательности усложнения материала. Сначала идет непосредственное знакомство с пословицами и поговорками, затем вместе с детьми пытаемся понять их смысл и назначение в речи, и только после этого переходим к выполнению различных творческих заданий, таких, как составление небольших рассказов по пословицам и рисование пословиц. Для закрепления материала можно использовать такие формы работы, как:

Игра-соревнование «Кто больше назовет пословиц».

Дидактическая игра: «Продолжи пословицу»: воспитатель говорит начало, а дети продолжают, затем начало пословицы произносит один ребенок, а другой ее заканчивает.

Нарисуй пословицу 

Каждый ребенок иллюстрирует свою пословицу. Показывает рисунок и называет пословицу. Все запоминают. Затем воспитатель показывает рисунки, а дети стараются вспомнить пословицы. Таким образом, постепенно образуется копилка нарисованных детьми пословиц. Предложить детям сделать альбом из рисунков и записать туда уже известные им пословицы и поговорки.

Очень важно, чтобы дети не только запоминали пословицы и поговорки, но и понимали их прямое и переносное значение и умели их применять в подходящей речевой ситуации.

Примеры некоторых пословиц в рассказах детей:

• У одного мальчика не было друзей. Ему было грустно и одиноко. Правильно говорят: «Человек без друзей, что дерево без корней»

• Маша увидела в магазине лото. Она попросила папу его купить. Папа купил лото и принес домой. Маша поиграла с ним, а убирать не захотела. Тогда папа сказал ей: «Любишь кататься, люби и саночки возить».

• Мой папа работает машинистом в метро. Когда я вырасту, я тоже буду водить поезда как папа, ведь яблочко от яблони недалеко падает.

Еще одним интересным жанром фольклора являются загадки. Придумывание и отгадывание загадок оказывает весьма сильное позитивное влияние на развитие речи ребенка. Загадки обогащают детскую речь за счет многозначности некоторых понятий, помогая замечать вторичные значения слов, а также формируют представление о том, что такое переносное значение слова. Кроме того, правильно подобранные загадки помогут усвоить грамматический и звуковой строй речи. Разгадывание загадок позволяет развивать способность к обобщению, анализу, помогает сформировать умение делать самостоятельные выводы, развить умение лаконично и четко выделять наиболее выразительные, характерные признаки явления или предмета.

Актуальной задачей речевого развития в старшем дошкольном возрасте является и выработка дикции. Известно, что у детей еще не достаточно координировано и четко работают органы речедвигательного аппарата. Специальные упражнения помогают преодолевать детям такие трудности, совершенствуют их дикцию. Одним из таких упражнений является использование скороговорок и чистоговорок для выработки правильной, фонетической чистой речи.

Скороговорка и чистоговорки – трудно произносимая фраза (или несколько фраз) с часто встречающимися одинаковыми звуками. Они лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся чистому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики.

Сказка - это фантастический, вымышленный рассказ, о том чего не бывает. Она возникла раньше всех произведений устной и письменной литературы и существует у всех народов с незапамятных времен. Народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Из сказки ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

Произведения устного народного творчества — это богатство и украшение нашей речи. Они создавались народом и передавались из уст в уста. С помощью устного народного творчества можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития.

          Основной вид деятельности дошкольника – это игра. В игре ребенок проявляет свои мысли, чувства, желания, свою самостоятельность, творческие способности, учится общаться со сверстниками, поэтому так важно обратить внимание на развитие игровой деятельности, а в ней и на развитие речи и обогащение словаря. Для этого можно использовать хороводные игры, так же перед началом игры можно обращаться к считалкам, чтобы выбрать либо ведущего, либо игрока, с которого начнется игра. Поэтому вся познавательная деятельность (особенно для младшего дошкольного возраста) вмещает в себя игровые элементы, в которых  используются потешки, загадки, пальчиковую гимнастику, скороговорки, в зависимости от образовательной деятельности.

Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного творчества таят в себе немалые богатства - речевые, смысловые, звуковые.

Прибаутки, потешки, пестушки приносят радость детям. Они наполнены внутренней эстетической и эмоциональной силой. Без этих веселых стишков ребенок никогда не овладеет своим родным языком в совершенстве, формирование культурно-гигиенических навыков превратится в скучное безрадостное выполнение указаний взрослого, выполнение каких - то движений не вызывает интереса радости, желание повторить еще и еще.

Колыбельные - сопровождают жизнь малыша с самых первых дней появления на свет. Они являются самыми первыми произведениями фольклора, с которыми знакомится ребенок. Колыбельные песни, по мнению народа - спутник детства. Они наряду с другими жанрами заключает в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей и образное восприятие. Позже дети могут их использовать в играх.

Пословицы и поговорки, загадки, шутки, скороговорки, потешки – очень хороший материал для работы над ознакомлением с окружающим миром ребенка, а так же для автоматизации поставленных звуков. Они являются образцом краткости и глубины мысли; их структура всегда ясная, отчетливая, а лексика разнообразна и образна.

Употребление скороговорок детьми развивает у них чувство языка, содействуют совершенствованию артикуляционного аппарата. Они являются веселой словесной игрой. Скороговорки короткие и легко запоминаются, богаты сложным звуковым оформлением (частые повторы, внутренняя рифма, сочетание противоположных звуков, но в тоже время несут в себе очень полезное для детей умение запоминать текст, развивать и обогащать словарь и формировать правильную и четкую речь.

Заучивание докучных сказок, скороговорок-чистоговорок и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что у ребенка развивается память, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность.

Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, богат сравнениями, имеет несложные легко запоминающиеся формы прямой речи. Все это позволяет вовлечь ребенка в активную речевую работу при пересказе сказки или ее обыгрывании.

Одним из главных приемов понимания произведения является инсценировка. С его помощью можно добиться предельного понимания содержания. Прием инсценировки сочетается с заучиванием текста, запоминанием последовательности действия, активизации словаря, что помогает соединить зрительные и слуховые стимулы, а так же коммуникативность детей.

Игры – импровизации воспитывают положительные черты характера детей, разнообразят детский досуг, формируют фантазию, расширяют словарь, помогают сделать речь детей более выразительной, учат их пользоваться прямой и косвенной монологической и диалогической речью. Использование всех доступных жанров фольклора в развитии, воспитании и обучении дошкольников позволяет детям приобретать необходимые умения и навыки для использования их в речевом межличностном общении, театрализованных, хороводных и сюжетных играх. Произведения народного искусства разносторонне воздействуют на ребенка, учат его образно мыслить, в обычном предмете или явлении видеть необычное, закладывают основы эстетической культуры, формируют уважение к результатам деятельности многих поколений и умение творчески применять полученный опыт в различных ситуациях.

Занятия по развитию речи у детей можно начинать с веселых физкультминуток, пальчиковых игр, чтоб подготовить детей к занятию. Например, здороваемся с пальчиками, топаем ножками, хлопаем в ладошки, имитируем стук дождя под чтение потешек или авторских коротких стишков. Потом воспитатель читает на выбор потешку, сказку, скороговорку, с дальнейшим обсуждением и заучиванием.

В конце занятия можно поиграть в хороводную игру, или в игру-забаву, а если знакомились со сказкой, то дети выбирают себе роли героев сказки и обыгрываем ее. Самое главное – это разнообразить деятельность ребенка во время занятия по развитию речи и ознакомления с художественными произведениями, поэтому постоянно необходимо следить за тем, чтобы дети были активны и им было интересно.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.