Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Артикуляционная гимнастика

Дата: 14 декабря 2021 в 13:00
67 просмотров

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата: языку, нижней челюсти, мягкому небу, голосовым связкам. Таким образом, произношение звуков речи – это сложный двигательный навык.

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляторно-мимических движений языком, губами, челюстью. Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Артикуляционная гимнастика бывает двух видов: пассивная(взрослый выполняет движения за ребенка) и активная (ребенок самостоятельно выполняет упражнения). Пассивные движения постепенно переводятся в пассивно-активные, а затем и в активные. Артикуляционные упражнения бывают беззвучными и с участием голоса. А также статические артикуляционные упражнения, направленные на выработку правильной позы и динамические, направленные на правильное выполнение движений.




Зачем нужна артикуляционная гимнастика?

Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков.
В последнее время практически у многих детей встречаются недостатки произношения одного или нескольких звуков, большинство из которых носят временный, непостоянный характер. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики, целью которой является выработка правильных, полноценных движений и определенных положений органов артикуляции, необходимых для правильного произношения звуков.











Как проводить артикуляционную гимнастику?

⮚ Артикуляционная гимнастика обязательно должна проводиться систематично. Желательно заниматься ежедневно 2 раза в день по 5-10 минут (лучше, чтобы после последнего приема пищи прошло не менее 1 часа). Каждое задание выполняется по 8-10 раз.

⮚ Статические упражнения выполняются по 5-10 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
⮚ В процессе выполнения необходимо следить за качеством выполнения движений, снижение качества – признак переутомления, лучше этого не допускать.
⮚ Артикуляционные упражнения необходимо выполнять перед зеркалом. Размер зеркала должен быть таким, чтобы ребенок видел в нем себя и взрослого.
⮚ В начале занятий упражнения нужно выполнять в медленном темпе.
⮚ Прежде чем начать занятия, вспомним названия артикуляционных органов (зубы, нижняя и верхняя губа, небо, язык).
⮚ Все упражнения должны выполняться точно и плавно, иначе артикуляционная гимнастика не имеет смысла.

⮚ Артикуляционную гимнастику выполняйте не торопясь, под счет, следя за точностью, координированностью движения, за полнотой объема.
⮚ Артикуляционную гимнастику выполняйте сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Ребенок должен хорошо видеть свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.
⮚ Важно следить за качеством выполняемых движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.










Упражнения для активизации мышц шеи, гортани
(выполняются с закрытым ртом)



● Опускание головы вниз;
● Запрокидывание головы назад;
● Поворот головы вправо-влево;
● Наклоны головы вправо-влево;
● Руки в «замке» на затылке, отклонение головы назад с сопротивлением рук;
● Сжатые в кулак кисти подпирают подбородок, наклоны головы вперед с сопротивлением рук.
Упражнения для мышц мягкого неба и глотки

⮚ Позевывание;
⮚ Глотание капелек воды, слюны;
⮚ Полоскание горла;
⮚ Резкое отрывистое произнесение звуков:
а-а-а; э-э-э; аэ-аэ-аэ.
⮚ Покашливание.


Упражнения для нижней челюсти

Открывание и раскрывание рта. Причем, как свободное, так и с сопротивлением рукам взрослого.

Жевательные движения.

Движения нижней челюсти влево-вправо.


Упражнения для щек

● Надувание щек: обеих одновременно и попеременно

● Перегонка воды из одной щеки в другую

● Втягивание щек в ротовую полость между зубами







Упражнения для губ и языка

«Улыбка» - улыбнуться, не обнажая зубы.

«Заборчик» - улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы.

«Трубочка» - вытянуть губы вперед, при этом челюсти сомкнуты.

«Бублик» - выполнить «трубочку» и приоткрыть рот.

«Лопатка» - широкий язык спокойно лежит на нижней губе.

«Чашечка» - широкий расслабленный язык поднят к верхней губе, средняя часть языка прогнута, а боковые края загнуты кверху.


«Часики» - отведение кончика языка к углам рта вправо-влево. Нижняя челюсть при этом неподвижна.


«Качели» - рот широко открыт, движения языка вверх-вниз, за верхние зубы – за нижние зубы.


«Вкусное варенье» - слизывание варенья с верхней и нижней губы попеременно. Круговое облизывание губ.


«Иголочка» - суживание и заострение языка – тянемся языком к зеркалу.

«Индюк» - улыбнуться, открыть рот, язык поднять к верхней губе и загнуть вверх. Двигать языком по верхней губе вперед-назад, произнося: бла-бла-бла.

«Горка» - улыбнуться, открыть рот, кончик языка упереть в нижние зубы, язык не должен выпячиваться вперед.

«Маляр» - улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка водить вперед-назад по небу.


«Желобок» - язык лежит на нижней губе, кончик - узкий, а боковые края загнуты в желобок.


«Грибок» - улыбнуться, приоткрыть рот. Присосать широкий язык всей плоскостью к нёбу и открыть рот.


«Гармошка» - рот приоткрыть, язык присосать к нёбу. Не опуская языка вниз, открывать и закрывать рот, растягивая подъязычную уздечку.


«Конфета» - рот закрыть, напряженным языком упираться то в одну щеку, то в другую.


«Наказать непослушный язычок» - вялый, спокойный язык просовывается между губами, рот приоткрыт, но не широко. Ребенок произносит: пя-пя-пя.

«Почистим зубки» - «почистить» кончиком языка верхние зубы с внутренней стороны (слева-направо). Нижняя челюсть неподвижна.

«Лошадка» - улыбнуться, щелкать языком громко и энергично. Нижняя челюсть неподвижна, двигается только язык.

«Барабанщик» - улыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой касаться бугорков за верхними зубами, произнося «д-д-д».








НА САМОМ ДЕЛЕ ГОВОРИТЬ ДОВОЛЬНО ТРУДНО! ВЫ ТОЛЬКО ЗАДУМАЙТЕСЬ, ПРИ РАЗГОВОРЕ НЕОБХОДИМО СОГЛАСОВАННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЯЗЫКА, ГУБ, ЛЕГКИХ, ГОРТАНИ, В РУССКОМ ЯЗЫКЕ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ БОЛЕЕ 30 РАЗНЫХ ЗВУКОВ. ТАКИМ ОБРАЗОМ, ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПОМОГАЮТ ПОДГОТОВИТЬ АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ АППАРАТ К ПРАВИЛЬНОМУ ПРОИЗНЕСЕНИЮ НУЖНЫХ ЗВУКОВ.
ГРАМОТНАЯ, ЧЕТКАЯ, ЧИСТАЯ И РИТМИЧНАЯ РЕЧЬ РЕБЕНКА - ЭТО НЕ ДАР, ОНА ПРИОБРЕТАЕТСЯ БЛАГОДАРЯ СОВМЕСТНЫМ УСИЛИЯМ ПЕДАГОГОВ, РОДИТЕЛЕЙ И МНОГИХ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ, В ОКРУЖЕНИИ КОТОРЫХ МАЛЫШ РАСТЕТ И РАЗВИВАЕТСЯ.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.