Уважаемые родители!
Если ваш малыш посещает занятия с учителем-дефектологом, знайте, что плохую речь нельзя исправить за одно или даже за два занятия. Для этого потребуется время и совместные усилия логопеда, ребенка и его родителей.
I. Исправление звукопроизношения проводится поэтапно:
1-й этап — подготовительный (формирование интереса к логопедическим занятиям; развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия с помощью игр и специальных упражнений; формирование и развитие артикуляционной моторики — это выполнение артикуляционной гимнастики и специальных упражнений для губ, языка, голоса, дыхания и др.) (протекает у многих детей медленно и требует длительной тренировки).
2-й этап — постановка звуков (вызывание звуков по подражанию или при помощи специальных приемов).
Последовательность постановки звуков:
- свистящие [с], [з], [ц], [с'], [з'];
- шипящие [ш];
- сонорные [л];
- шипящие [ж];
- сонорные [р], [р'];
- шипящие [ч], [щ].
3-й этап — автоматизация - закрепление звука в слогах, в словах, предложениях (протекает у многих детей медленно и требует длительной тренировки).
Автоматизация звука в слога:
- [с], [з], [ш], [ж], [с'], [з'], [л] — автоматизируются сначала в прямых слогах, затем — в обратных и в последнюю очередь — в слогах со стечением согласных;
- [ц], [ч], [щ], [л] — автоматизируются сначала в обратных слогах, затем — в прямых и со стечением согласных;
- [р], [р'] — можно начинать атоматизировать с проторного анализа и параллельно вырабатывать вибрацию языка.
Атоматизация звуков в словах:
- проводится по следам автоматизации в слогах в той же последовательности. По мере овладения ребенком произношения каждого слога с исправленным звуком он вводится и закрепляется в словах с данным слогом.
Автоматизация поставленных звуков в предложениях:
- каждое отработанное в произношении слово включается в предложения, затем — в небольшие рассказы, потешки, чистоговорки, стихотворные тексты со словами, включающими исправленные звуки.
4-й этап — дифференциация поставленных и автоматизированных звуков (в случаях замены одного звука другим).
5-й этап — автоматизация звуков в самостоятельной (спонтанной) речи - в монологах, диалогах, играх, равлечениях, на прогулках и других формах детской жизнедеятельности.
- Чтобы добиться правильного положения губ, языка, быстрого и свободного, четкого произношения звука в речи, нужно много упражняться. Тренируйтесь, пожалуйста, дома!
- Если звук еще не произносится, выполняйте артикуляционную гимнастику.
- Если звук уже поставлен — закрепляйте его: выучите с ребенком речевой материал, записанный в тетради домашних заданий, следите за звуками в повседневной речи.
- Не забывайте выполнять все рекомендации учителя-дефектолога!
Желаю успехов в обучении вашего ребенка правильной речи!
Учим детей рассказывать.
Учить ребенка рассказывать — это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста. Овладение связными формами высказываний — сложный и длительный процесс. Обучая ребенка рассказыванию, т.е. самостоятельному связному и последовательному изложению своих мыслей, взрослый помогает ему находить точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом, соблюдать нормы звуко- и словопроизношения.
Развивая связную монологическую речь, важно научить ребенка пересказывать короткие литературные тексты (сказки, рассказы). Пересказывая сказки с несложным сюжетом («Репка», «Колобок», «Курочка Ряба»), у ребенка вырабатывается умение слушать литературное произведение, отвечать на вопросы взрослых, включать в рассказ взрослого отдельные слова и предложения, как бы помогая ему. Так малыш подводится к самостоятельному воспроизведению литературного произведения.
Ребенок четвертого года жизни почти дословно запоминает тексты нескольких сказок, усваивает последовательность действий.
Учить малышей пересказу хорошо помогает так называемый отраженный пересказ. Ребенок включается в рассказ взрослого, повторяя слово или предложение: «Жили-были дед и...» - «Баба», «Была у них...» - «Курочка Ряба» и т.д. Затем можно переходить к пересказу по вопроса: «Кого встретил колобок?» - «Зайчика», «Какую песенку он ему спел?..» и т.д.
После того как малыш овладел пересказом сказки, можно предложить пересказать маленькие рассказы с несложной фабулой. Хороший образец таких рассказов — лаконичные рассказы Л.Н.Толстого для детей.
А помогают овладеть умением пересказывать разные зрелища — театр, мультфильмы. Они эмоционально настраивают ребенка, развивают желание передать свои впечатления в рассказе.
Подводятся дети к рассказыванию по картине. Они учатся правильно отвечать на вопросы взрослого, а в дальнейшем начинают свободно высказываться по содержанию картины.
Очень любят малыши рассматривать игрушки. Именно это, скорее всего, побуждает их к высказыванию. Сначала взрослый предлагает ребенку внимательно рассмотреть игрушку. Первые вопросы направлены на характерные особенности внешнего вида предмета (форма, цвет, величина). Более старшим детям (пятого года жизни) можно предложить сравнить две игрушки. Взрослый учит детей, например, описывать и сравнивать кукол, называя наиболее характерные их признаки, следит, чтобы дети высказывались законченными предложениями. Прежде, чем сравнить, малышу придется внимательно рассмотреть кукол: как они одеты, какие у них волосы, глаза, а затем уже отметить чем они похожи и чем различаются.
Овладел малыш описанием отдельных игрушек — переходите к составлению небольших сюжетных рассказов. Предложите ему несколько игрушек, позволяющих наметить простую сюжетную линию: девочка, корзинка; девочка, корзинка, ежик и т.п. Пусть ребенок подумает, что могло произойти с девочкой в лесу, кого она встретила, что принесла домой в корзинке. Взрослый может для образца придумать свой рассказ, а затем предложить ребенку придумать рассказ самому. И не беда, если ребенок сначала просто перескажет ваш рассказ — он упражняется в рассказывании. Постепенно уводите ребенка от подражания, предлагайте придумать самостоятельный рассказ.
Дети пятого года жизни уже могут рассказать о некоторых событиях из личного опыта. Взрослый побуждает ребенка вспомнить, как ходили на новогодний праздник елки, что он видел интересного на прогулке в лесу и т.д. Перед ребенком четко ставится задача: «Расскажи, что ты видел на новогоднем празднике». Здесь можно использовать образец: «Сначала послушай, что я видела на новогоднем празднике елки, а потом ты будешь рассказывать». Рассказ взрослого должен быть близок детскому опыту, четко построен, иметь ясный конец; язык рассказа должен быть живым и эмоциональным.
Постепенно дети отучаются от копирования образца и подходят к самостоятельному творческому рассказыванию, обучение которому начинается уже после пяти лет. Дети шести и семи лет вполне подготовлены к этому виду речевой деятельности: усложняется их мыслительная деятельность, возрастает произвольность целенаправленность воображения, его устойчивость и активность. Дошкольники шести-семи лет обнаруживают способность к простому, логическому аргументированному комбинированию представлений, образов.
Рассказывание по сюжету усиливает интерес детей к рассказыванию в целом, подготавливает к литературно-словесному творчеству, с которым они встретятся в школе.
Развиваем детский словарь.
Речь — это самый простой и самый сложный способ самоутверждения, потому что пользоваться ею — серьезная наука и немалое искусство. Ребенок рассказывает о каких-то волнующих его событиях, захлебывается словами, нервничает, размахивает руками, а его собеседник остается либо равнодушным, либо также начинает возбуждаться, но смысла сказанного не улавливает. Дети слушают чтение сказок, переживают в тех местах, которые взрослый эмоционально выделяет, - но пересказать услышанное не могут — эмоции затмевают идею сказки, интонационные аспекты не там расставлены. Воспринятые в дошкольном возрасте организованные образцы неверного речевого поведения становятся настолько прочными установками и стереотипами, что преодолеть их в школе зачастую не удается.
Одной из важнейших составляющих работы по развитию речи детей является словарная работа. Особенность развития лексической стороны речи состоит в том, что она связана со всей образовательной работой, обогащение словаря происходит в процессе ознакомления с окружающим и во всех видах детской деятельности.
Однако, развивая речь детей, взрослые не всегда используют в полной мере все имеющиеся здесь возможности для обогащения словаря детей словами, обозначающими материальную культуру, природу, человека, его деятельность, способы деятельности, и выражающими эмоционально-ценностное отношение к действительности, идет простое обговаривание увиденного. Взрослые не осознают, что речевой материал усваивается не путем простого воспроизведения, а в условиях решения мыслительных задач. В силу этого нарушается принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.
Для того чтобы избежать подобных ошибок, необходимо чаще использовать в повседневной жизни методы непосредственного ознакомления с окружающим и обогащения словаря (рассматривание и обследование предметов, наблюдения, осмотры, прогулки) и методы опосредованного ознакомления с окружающим (рассматривание картин, чтение книг, рассматривание игрушек, загадывание загадок и т.д.). При этом большое внимание необходимо уделять названиям предметов и явлений, их свойствам, рассказыванию об этих свойствах в процессе игры, развитию умения сравнивать, противопоставлять, обобщать.
Большой удельный вес приобретает решение проблемных речевых задач. Целесообразно задавать дошкольникам вопросы типа: «Можно ли так сказать? Почему? Как сказать по- другому?».
Говоря о содержании словарной работы необходимо особо подчеркнуть, что словарь ребенка дошкольника нуждается не только в количественном росте, но и в качественном совершенствовании (уточнение значений слов, семантическая точность употребления синонимов, антонимов, многозначных слов, понимание переносных значений), в развитии образной стороны речи.
В конечном итоге необходимо выработать у детей умение отбирать для связного высказывания те лексические средства, которые точно отражают замысел говорящего. Для решения этой проблемы нужно постоянно проводить с детьми специальные игры и упражнения на подбор смысловых оттенков, синонимов, антонимов, многозначных слов, игры на словоизменение и словообразование.
Подбор антонимов: предложить ребенку закончить предложение, начатое взрослым: дождик вымочет, а солнышко... (высушит); один теряет, а другой... (находит); если что-нибудь забудешь, то потом может быть, и... (вспомнишь).
Подбор синонимов к отдельным словам и словам в сочетаниях. Ребенку дается задание найти синонимы к глаголам: отыскать — найти, зябнуть — мерзнуть, шалить — баловаться и т.д.
Более сложное задание — закончить предложение, выбрав близкое по значению прилагательное: мальчик молчаливый, а девочка... (неразговорчивая); вчера день был теплый, а сегодня... (жаркий).
Усложнить задание можно за счет подбора синонимов к прилагательным в словосочетаниях: искусный мастер (хороший, умелый); отважный солдат (храбрый, смелый); верный друг (преданный).
Подбор синонимов к многозначным словам (прилагательным и глаголам) и словам с переносным значением. Например: мальчик бежит, лошадь бежит, вода бежит, время бежит; горячая вода, горячий привет, горячее время; жаркий день, жаркий спор (объяснить ребенку их значение).
Эти речевые упражнения хорошо сочетать с заданиями по подбору к многозначным глаголам и прилагательным существительных, например: кто и что бежит, ползет, летает, растет, плывет; кто и что может быть горячим, жарким, тяжелым, легким, крепким и т.д. Надо отметить, что эти задания вызывают у старших дошкольников особый интерес.
Организуя речевые игры и упражнения с детьми, взрослым необходимо стремиться к тому, чтобы они были непродолжительными, вызывали интерес, развивали реакцию на речевую ситуацию и формировали навыки контроля за своей и чужой речью.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Воспитание звуковой культуры речи включает работу по обучению правильному звукопроизношению, которая всегда выделялась как ведущая линия развития речи детей 3—4 лет.
«Угадай игрушку»
Цель: формировать умение находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия.
Взрослый показывает ребенку 3—4 игрушки, он называет их. Надо сразу научить правильно называть предмет: «Это... (заяц, лиса, утенок)». Взрослый рассказывает о каждой игрушке, называя внешние признаки: «Это мягкая игрушка. Она серая. Хвостик короткий, а уши длинные. Любит морковку, прыгает ловко». Аналогично описываются другие игрушки, ребенок называет их.
«Про кого я говорю»
Цель: развивать наблюдательность, умение ориентироваться на основные признаки описываемого объекта.
Взрослый описывает сидящего перед ним ребенка, называя детали его одежды и внешнего вида, например: «Это девочка, на ней юбка и кофточка, волосы у нее светлые, бант красный. Она любит играть с куклой Таней».
«Скажи какой»
Цель: учить выделять и называть признаки предмета.
Взрослый достает из коробки предметы, называет их («Это груша»), а ребенок называет признаки («Она желтая, мягкая, вкусная». «Это помидор». — «Он красный, круглый, спелый, сочный». «Это огурец». — «Он... продолговатый, зеленый, хрустящий»).
«Исправь ошибку»
Цель: учить видеть несоответствие изображенных на рисунке признаков знакомых объектов и назвать их.
Взрослый рисует сам или показывает картинку и предлагает ребенку найти неточности: цыпленок красного цвета клюет морковку; медвежонок с ушами зайца; лиса синяя без хвоста и т.п. Ребенок исправляет: цыпленок желтый, клюет зернышки; у медвежонка круглые маленькие ушки; у лисы длинный хвост и рыжая шубка.
«Кто больше увидит и назовет»
Цель: выделять и обозначать словом внешние признаки предмета.
Взрослый и ребенок рассматривают куклу, называют предметы одежды и внешнего вида (глаза, волосы). Затем приходит зайчик. Они говорят, что у него серая (мягкая, пушистая) шубка, длинные уши, одним словом можно сказать: заяц длинно... ухий (длинноухий). А хвост у зайца... (короткий), значит, он короткохвостый. Кошка гладкая, пушистая, лапы у нее белые, значит, она... белолапая. За правильные ответы кукла дает ребенку флажки (ленточки, колечки от пирамидки).
«Что напутал Буратино?»
Цель: находить ошибки в описании и исправлять их.
В гости к ребенку приходит Буратино со своим другом утенком. Рассказывая про своего друга, Буратино делает ошибки и допускает неточности в описании, например: «У утенка синий клюв и маленькие лапы, он кричит «мяу!». «У зайца маленькие ушки, он зеленый». «У кошки колючая шубка». Ребенок исправляет неточности.
«Сравни медвежат»
Цель: учить различать предметы (игрушки) по характерным признакам.
Взрослый предлагает рассмотреть двух медвежат разной окраски: один черный и большой, другой — коричневый и маленький.
— Назови, кто это и чем они отличаются. Один медведь большой, он черный.
— Как его можно назвать, чтобы было видно, что он черный? (Черныш.) Что он может делать? (Рычать, есть малину, мед, бегать.)
— Как назвать другого медведя, чтобы было понятно, что он маленький? (Малыш.)
Если ребенок будет осознавать значение слова и одновременно видеть возможности сочетаемости этого слова с другими, изменение слова, его способности будут развиваться успешнее.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ
- С первых проявлений речи (в 2-3 месяца), необходимо всячески поддерживать радостное, улыбчивое состояние ребёнка.
- Следует поддерживать появляющийся у ребенка лепет. Родители могут разговаривать с ребёнком, повторять его лепетные звуки (да-да, ба-ба и др.), вызывая этим у него радостные чувства, стремление подражать им.
- К шести месяцам, можно таким же способом вызвать у малыша повторение отдельных слов: папа, мама и др.
- С семи до десяти месяцев следует называть громко, чётко всё, что привлекает внимание ребёнка.
- С десятимесячного возраста следует давать ребёнку перебирать сначала крупные предметы, затем более мелкие (например, деревянные бусы). Можно учить его выполнению некоторых самых простых поручений, просьб, например: «Дай игрушку! «Садись!» и т.д.
- При разговоре с ребёнком необходимо обратить внимание малыша на соответствующий предмет или действие и назвать несколько раз то, что он видит.
- Для развития речи полезны игры. Например, взрослый вынимает из мешочка или коробочки разные предметы и игрушки, произнося, например: «Это что? Это собачка – «ав-ав». Дай собачку!» и т.д. То же самое можно говорить, рассматривая картинки с изображением птиц, животных. Очень полезно воспроизводить звуки, ими издаваемые, чтобы ребёнок запоминал и впоследствии сам произносил эти звукоподражания.
- После двух лет следует отучать ребёнка пользоваться «детскими» словами, желательно употреблять обычные: кошка, корова, собака и т. д., помогать ему вместо жестов пользоваться словами. В этом возрасте уже нужно учить детей правильному, чёткому произношению звуков, слогов и слов.
- Игру с ребёнком, действия при его умывании, одевании, кормлении полезно сопровождать словами песенок и потешек. Постепенно малыш начинает их узнавать, а позднее сам приговаривать.
- Инсценирование сказок («Репка», «Теремок», «Колобок» и др.) с помощью игрушек, настольного или кукольного театра помогает детям понять их смысл.
Чем чаще родители будут разговаривать с ребёнком,
доступным и правильным языком рассказывать ему сказки;
разучивать вместе с ним стихотворения, потешки; играть,
тем скорее он овладеет правильной речью.
Подготовила: учитель-дефектолог Слонимская К.И.