Методические рекомендации по подготовке
и проведению родительских собраний.
Родительское собрание
Цель родительского собрания:
1. Согласование и объединение усилий учреждения и семьи в создании условий для разностороннего развития личности ребенка.
2. Повышение педагогической культуры родителей.
3. Привлечение родителей воспитанников к сотрудничеству.
Этапы подготовки и проведения родительского собрания.
Подготовительный этап
Родительское собрание должно быть основательно подготовлено.
1. За две недели до собрания разместить в раздевалке (сайте учреждения в разделе «Страничка группы») объявление (приглашение) с указанием темы, даты и времени его проведения.
2.Провести заранее анкетирование (по мере необходимости, исходя из темы собрания).
3.Провести социальный опрос (по мере необходимости, исходя из темы собрания).
4.Подготовить для родителей буклеты, памятки с кратким содержанием собрания (как вариант).
5.Офрмить наглядную продукцию, раскрывающую тему предстоящего собрания: акцентировать внимание на деятельность детей в учреждении образования, можно - в домашних условиях (по предварительному согласованию с родителями), (фотогазеты, семейные газеты, выставки книг) подготовить необходимое оборудование, материалы.
5.Продумать все организационные моменты: от расстановки мебели до возможных вопросов со стороны родителей.
6. Предложить родителям (по мере необходимости) подготовить выступление на заданную тему.
7. Чтобы придать мероприятию большую значимость, организовать присутствие на собрании администрации, специалистов, представителей УЗ «Скидельская Городская Поликлиника», РОЧС, ЦГиЭ и др.
8. Тема для собрания взята по запросу родителей, по проблеме группы, учреждения.
Нельзя сажать родителей и гостей на детские стульчики. Общение должно проходить на одном уровне.
Основной этап
1.Установить эмоциональный контакт
с родителями, продемонстрировать заинтересованное отношение администрации к проблемам воспитания и обучения детей.
2.Общение должно носить неформальный, доброжелательный характер. Родители на собрании - активные участники и партнеры в обсуждении проблемы.
3. Приветствуется диалог, а не монолог педагога с родителями. Родители непосредственные участники, обсуждаю, спорят, доказывают.
4. Педагоги группы должны с уважением относиться к родителям, принимать во внимание авторитет семьи и опыт семейного воспитания.
5. Обязательно наличие обратной связи.
Заключительный этап
1. Обсуждение итогов собрания с родителями, согласование мер по преодолению трудностей и реализации планов развития ребенка. Рефлексия.
2. Принятие решений по каждому вопросу.
Рекомендуем тему родительских собраний выбирать,
ориентируясь на:
- приоритетные задачи, стоящие перед системой дошкольного образования в Республике Беларусь (см. Инструктивно-методическое письмо к началу 20_/20_ учебного года);
- годовые задачи, стоящие перед учреждением образования на текущий учебный год;
- специфику группы (санаторная, разновозрастная, группа интегрированного обучения и воспитания и др.);
- возрастные особенности воспитанников группы.
Десять правил проведения родительских собраний.
1. Собрание должно запомниться.
2. Собрание должно заставить задуматься.
3. Собрание должно настроить родителей на позитивный, конструктивный лад.
4. Информационный блок должен быть хорошо подготовлен.
5. В присутствии других родителей следует хвалить детей, отмечая их достижения, высказывать критику в адрес ребенка следует только в разговоре наедине с родителем.
6. На каждого родителя должно хватить времени.
7. Собрание – не лекция и не занятие, привлекайте родителей к диалогу.
8. Уважайте свое время и время родителей- собрание не должно длиться более 1ч 20 мин (20 мин.- донести новую информацию,15-20 мин – выслушать вопросы и ответить на них, 20 мин – индивидуальные вопросы). Индивидуальные беседы с родителями могут занять несколько больше времени. Если родителям понадобится время на организационные вопросы, учтите это и предоставьте возможность для их обсуждения.
9. Каждое собрание должно содержать краткий отчет о самых интересных делах группы, достижениях детей. Анонсируйте будущие мероприятия, приглашайте родителей к сотрудничеству.
10.Будьте изобретательны - проводите каждое собрание по-новому.
Чего не стоит делать на собрании?
- Осуждать отсутствующих родителей за их неявку на собрание.
- Сравнивать успехи отдельных детей с упоминанием их фамилий.
- Давать негативную оценку всей группе.
- Использовать для общения с родителями назидательный тон.
Примерные решения родительских собраний:
1. избрать родительский комитет в следующем составе…;…….
2.организовать проведение акции «Чистый дворик» (замена песка в песочницах) с обязательным участием законных представителей (пап, мам и др.);
3. принять к сведению информацию об основах безопасной жизнедеятельности (правила поведения детей на улице в зимний период);
4. приобретать (родителям) для своих детей верхнюю осенне - зимнюю одежду, обувь для со светоотражающими элементами;
4. выйти с предложением к администрации учреждения образования по рассмотрению времени и места презентации лучшего семейного опыта семьи Ф. И.О. по теме «….»;
9. с целью обеспечения преемственности в вопросах подготовки (готовности) к обучению на первой ступени общего среднего образования организовать встречу родителей детей старшего дошкольного возраста с администрацией, специалистами и учителями начальных классов учреждений общего среднего образования по теме « .»;
10. совместно с родителями:
10.1.оформить импровизированную сцену к драматизации сказки «Три поросенка»: изготовить декорации домиков трех поросят (указать конкретные действия и отразить данную работу в плане образовательного процесса в разделе «Взаимодействие с семьёй).
Ответственные: родительский комитет:
10.2. изготовить театральные костюмы детские и взрослые волка.
Ответственные: родительский комитет:
Примерные слова для решения (что сделать?)
1. Организовать….
2.Принять….
3. Избрать …
5.Оказать…
6. Внедрить…
7. Привлечь …
8. Включить
9. Объявить…
Образец протокола родительского собрания
<article>ПРОТОКОЛ
родительского собрания
05 сентября 2015 года №1
Присутствовало: 16 человек
Родители: 11 человек (список прилагается)
Воспитатели: ________________________________
Приглашенные: Ф.И.О. - заведующий, заместитель заведующего по основной деятельности, педагог – психолог, медицинская сестра УЗ «Скидельская городская поликлиника», инспектор Скидельского РОЧС( по необходимости)
ТЕМА: «Путешествие в страну знаний продолжается!»
ПОВЕСТКА ДНЯ:
1. Особенности интеллектуального развития детей среднего и старшего дошкольного возраста (выступление педагога психолога Ф.И.О.).
2. Как вырастить здорового ребенка? (информация медицинской сестры Ф.И.О..).
3.Отчет и выборы родительского комитета.
4. О разном.
1. СЛУШАЛИ: Ф.И.О. педагога – психолога, которая познакомила родителей с возрастными особенностями познавательного развития детей, заострила внимание на необходимости развития их интеллектуальной активности. Обратила внимание на особенности обучения леворуких детей; познакомила с графиком проведения индивидуальных консультаций по запросом родителей.
ВЫСТУПИЛА: Ф.И.О. воспитатель группы, которая познакомила родителей с требованиями к уровню подготовки воспитанников, изложенными в образовательных стандартах дошкольного образования, утвержденными и введенными в действие постановлением Министерства образования республики Беларусь от 29 декабря 2012 года №145, и показателями развития воспитанников среднего дошкольного возраста, изложенными в учебной программой дошкольного образования. (Нац. инт образования, 2012). Предложила родителям поучаствовать в игре «Счастливый случай»,направленной на ознакомление с показателями личностно-познавательного развития воспитанников, а также предложила памятки.
Ф.И.О., воспитатель группы, которая предложила родителям ознакомиться с заданиями учебно-методического комплекса «Мои первые уроки», пособиями «Умней-ка».Заострила внимание на значении систематического посещения детского сада и выполнении заданий комплекса в домашних условиях ребенком в период длительного отсутствия в учреждении дошкольного образования по болезни.
РЕШЕНИЕ:
1. Принять к сведению информацию об особенностях интеллектуального развития детей дошкольного возраста.
2. С целью активизации познавательного развития детей организовать в домашних условиях исследовательскую деятельность по заранее выбранному направлению, ориентируясь на тему недели и возрастные особенности детей. Исследовательские работы презентовать на групповом конкурсе исследовательских работ для детей дошкольного возраста.
Ответственные: педагоги, родители
2. СЛУШАЛИ: Ф.И.О., медицинскую сестру, которая остановилась более подробно на правилах сбалансированного питания, особенностях режима работы группы, закаливающих мероприятиях. Рекомендовала закаливающие мероприятия, предложила меню выходного дня в домашних условиях согласно диагнозов детей (индивидуальные памятки).
ВЫСТУПИЛА: Ф.И.О.., заведующий, которая заострила внимание на организации пропускного режима в дошкольном учреждении, о соблюдении правил безопасного нахождения детей дома.
Ф.И.О., инспектор Скидельского РОЧС, который рассказал о проведении республиканской акции по предупреждению пожаров и гибели людей от них в жилищном фонде «За безопасность вместе». Заострил внимание присутствующих на необходимости соблюдения правил пожарной безопасности. Привёл статистику несчастных случаев на пожаре в области, в районе. Назвал основные причины пожара: неосторожное обращение с огнем, курение в кровати, шалости детей, не исправное печное отопление. Предложил родителям документальный фильм «Слёзы голубики». Дал родителям советы как в доверительной манере проводить беседы с детьми о безопасности.
РЕШЕНИЕ:
1. Принять к сведению информацию.
2. Придерживаться индивидуальных рекомендаций по организации питания в выходные дни согласно режима дня.
Ответственные: родители.
Срок: постоянно.
3. С целью профилактики вирусных и простудных заболеваний рекомендовать использование чесночной терапии..
Ответственные: родители.
Срок: октябрь -январь
3. Обучать детей правилам безопасного поведения на примере художественных произведений в домашних условиях (не оставлять детей без присмотра взрослых).
Ответственные: родители Срок: постоянно
3. СЛУШАЛИ: Ф.И.О. родителя, которая выступила с отчетом о проделанной работе родительским комитетом .
ВЫСТУПИЛА: Ф.И.О., которая предложила кандидатуры родителей в родительский комитет.
РЕШЕНИЕ:
- Избрать родительский комитет в составе: Ф.И.О.
Ф.И.О.
Ф.И.О.
4. СЛУШАЛИ: Ф.И.О., воспитателя, который заострила внимание на следующих вопросах:
-своевременная плата за питание детей в детском саду;
-об своевременном информировании воспитателя группы о предстоящем отсутствии ребенка и его причине.
РЕШЕНИЕ:
1.Ежедневно фиксировать информацию о предстоящем отсутствии ребенка в детском саду в журнале посещений, который находится в раздевалке группы.
Ответственные: родители.
Срок: постоянно
Секретарь: И.О.Ф.
</article>