педагог-психолог Хомченко Александра Александровна
Дни недели | Время работы |
вторник | с 9.00 до 16.30 |
среда | с 9.00 до 16.30 |
четверг | с 9.00 до 15.30 |
обед | с 12.30 до 13.00 |
График проведения консультаций педагога-психолога
Дни недели | Время |
вторник (консультация педагогов) | с 15.30 до 16.30 |
среда (консультация для родителей) | с 15.30 до 16.30 |
50 способов провести время с ребенком
1. Попробуй организовать домашний пикник – поверьте, это может быть очень даже весело.
2. Используя стулья, кресла и любые другие подручные материалы, постройте крепость из одеял.
3.. Устройте киносеанс: посмотрите вместе фильм.
4. Организуй вечеринку с танцами под ваши любимые мелодии.
5. Устройте чайную церемонию..
6. Почитай детям стихи.
7. Поиграйте в маникюрный кабинет: сделайте друг другу красивый маникюр.
8. Смастерите букварь. Пусть ребенок сделает фотографии вещей, название которых начинается с определенных букв алфавита. Это будут иллюстрации.
9. Поиграйте в школу – пусть ребенок попробует себя в роли учителя.
10. Пересмотрите старые фотоальбомы – иногда так приятно окунуться в прошлое.
11. Если есть видеокамера, попробуйте снять фильм о своей семье.
12. Попроси детей нарисовать их любимых персонажей из мультфильмов.
13. Поиграйте в настольные игры.
14. Порисуйте акварельными красками.
15. Спрячь где-нибудь «сокровища». Поиграйте в кладоискателей.
16. Напеките печенья.
17. Поиграйте в переодевания: попробуйте одеться, как известные люди или ваши знакомые.
18. Научитесь делать пилотки из газеты.
19. Поиграйте в прятки.
20. Научи детей готовить какое-нибудь простое и вкусное блюдо.
21. Организуй дома эстафету или полосу препятствий, которую нужно пройти.
22. Постройте вместе крепость для игрушек из картонных коробок и скотча.
23. Предложите детям яркую помаду, которой можно оставлять следы «поцелуйчиков» на родных и близких.
24. Прочитай детям какой-нибудь простенький рассказ, а потом предложи им попробовать себя в роли театральных актеров.
25. Сделайте фигурки из теста и испеките их.
26. Сделайте несколько веселых, смешных фотографий, и отправьте их по электронной почте близким людям.
27. Из большой картонной коробки сделайте имитацию автомобиля. Внутри коробки можно поместить сидение для водителя, а внизу вырезать дырки - для ног. Ноги в этом случае будут играть роль колес автомобиля.
28. Сделайте открытки ручной работы к следующему празднику: с рисунками и аппликацией.
29. Поиграйте в крестики-нолики.
30. Сделайте из плотного картона свои собственные пазлы, раскрасьте их, и затем вырежьте.
31. Придумайте свою собственную игру-соревнование.
32. Нарисуйте картины в подарок для бабушек и дедушек.
33. Дайте детям попробовать себя в роли визажистов – это будет очень весело!
34. Нарисуйте на большом листе ствол дерева и ветки. Намажьте ладони легко смывающейся зеленой краской и нашлепайте на ветках много зеленых «листьев», просто прикладывая руки к бумаге. Спустя много лет тебе будет интересно посмотреть на отпечатки крошечных ладошек.
35. Сыграйте с детьми в продовольственный магазин. Товарами в магазине могут быть заготовки из кладовой
36. Боулинг на дому. Возьми разнообразные пластиковые банки из ванной (шампуни, кремы), расставь их в одну линию. Осталось найти небольшой мяч, и ваш домашний боулинг готов!
37. Разучите новую песню. Можно будет исполнить музыкальный номер перед папой или другими родственниками потом.
38. Обклейте одну из стен постерами с изображениями любимых героев или актеров.
39. Сделайте бусы из бисера и разноцветных бусин. Для себя или кому-нибудь в подарок.
40. Организуйте свое собственное шоу талантов. Пусть продемонстрирует какой-нибудь номер.
41. Сделайте снегопад в комнате – из снежинок, вырезанных из бумаги.
42. Скоро чей-нибудь день рождения? Пора готовиться, делать украшения для дома. Сделайте гирлянду из разноцветной бумаги. Вырежьте из бумаги фигурки и скрепите их между собой.
43. Слепите из специальной полимерной глины фигурки и запеките их в духовке, чтобы они затвердели.
44. Нарисуйте и раскрасьте любимых героев (из мультиков или книг) на бумаге, вырежьте их. Придумайте им аксессуары: новую одежду (для девочек), машины и оружие (для мальчиков). Поиграйте в бумажных кукол.
45. Напишите бумажное письмо бабушке и дедушке. Сходите вместе его отправить.
46. Сделайте корону для принцессы или принца.
47. Нарисуйте с детьми комиксы и раскрасьте их.
48. Поиграйте в пациента и врача. Любому ребенку будет интересно хотя бы некоторое время побыть врачом.
49. Пересмотрите семейное видео.
50. Смастерите и запустите бумажный самолет.
51. Почитайте детям вслух их любимую книгу.
52. Придумайте и сделайте свой журнал – если ребенок еще не умеет писать, объедините ваши усилия по его созданию.
53. Бросание мячей. Поставь несколько ведер разного диаметра и предложите детям покидать в них мячи с разного расстояния.
54. Вместе запланируйте и подготовьте семейный отдых.
55. Научите детей зашивать дырки, например, в носках.
56. Сделайте перестановку мебели в детской комнате.
57. Откройте домашнее какао-кафе. Какао в нем можно подавать с зефирками, взбитыми сливками, с шоколадками – ваша фантазия ничем не ограничена.
58. Смастерите птичью кормушку из пластиковой бутылки. Насыпьте туда семечек и подвесьте за окном.
59. Мумия возвращается – роль мумии может исполнять кто угодно. «Мумию» остальные участники игры оборачивают во много слоев туалетной бумаги.
60. Устройте генеральную уборку вместе. Конечно, дети далеко не всегда любят работать по дому. Тем не менее, очень важно приучать ребенка к помощи по дому уже в раннем возрасте
"Эффективное воспитание без наказаний"
Наказание детей практикуется во многих семьях. Угрозы и упреки, ремень и запрет выходить из комнаты. А если задуматься, как больно ранит чувство вины или стыда? Все дело в том, что наказание само по себе неэффективное как воспитательный прием. Не верите? Давайте разберемся в этом повнимательнее.
Наказание вызывает у ребенка страх. От страха ребенок может перестать плохо спать. Но это лишь поверхностный эффект. Если внимательно понаблюдать за поведением ребенка, становится понятно, что он ищет способы, как отплатить обидчикам. Он может капризничать, портить вещи, делать что-то «на зло», пытаться отыграться на братьях или сестрах. Кроме того, применение наказания вызывает у ребенка ярость, обиду, желание отомстить. Эти чувства не способствуют успеху воспитания, как бы вы не хотели воспитать у него именно их.
Другими побочными эффектами наказания могут быть нерешительность, неуверенность в себе, психосоматические заболевания (снижение иммунитета, нарушение пищеварения, работы сердца) тоже часто являются следствием стресса, вызванного наказаниями.
Главная причина, почему мы считаем наказание действенным, - потому что чаще всего нежелательное поведение прекращается. Но это, однако, означает только то, что мы перестаем видеть плохое поведение в ребенке.
Наказания и угрозы учат ребенка не попадаться, делают его сообразительным, хитрым. Нежелательная же форма поведения видоизменяется со временем, становится незаметной для окружающих. А потом проявляется в поступке, причины которого мы не можем объяснить.
Так почему же дети «плохо» себя ведут?
Вообще всегда, когда ребенок «плохо» себя ведет, для этого есть конкретные и очень веские причины. Психологи предложили классификацию мотивов «плохого поведения детей». Принципиальное отличие этой классификации состоит в том, что она не столько отвечает на вопрос, почему этот ребенок «плохо» себя ведет, как указывает на то, что нужно сделать, чтобы этот ребенок все меньше и меньше хотел бы повторять свои действия.
Существует только 4 мотива, при которых дети «плохо» себя ведут:
- привлечение внимания,
- влияние на окружение,
- месть
- избегание неудачи.
1 . Привлечение внимания - «мне нужно твое особое внимание».
Наверное, самое неприятное для любого человека – чувствовать себя пустым местом, когда родители, ровесники, коллеги не реагируют на ваше присутствие, не видят, не отвечают, не замечают - что хочется сделать нормальному человеку? Повысить голос, рассердиться. Хочется так или иначе дать понять: Я - не пустое место!
Если потребность важна, она должна быть удовлетворена. И дети научились ее удовлетворять. Что делает маленький ребенок, когда ему нужно внимание? Его уже научили, как просить есть, пить, но как правильно попросить внимания? Этого многие не знают даже в зрелом возрасте.
Полуторагодовалый малыш методом проб и ошибок быстро находит способ привлечь внимание. Для этого всего лишь нужно сделать нечто плохое. Например, разбить, разлить, удариться. И тогда мама оторвется от телефона и обратит хоть какое-то внимание - пусть негативное, но внимание! У ребенка формируется стойкий условный рефлекс: хочешь внимания - веди себя плохо.
Рефлекс появился «нечаянно», но заработал, стал настолько прочным, что срабатывает в любом возрасте, стоит только человеку почувствовать себя выбитым из колеи. Мужчина уделяет мало внимания - будет скандал или пересолен ужин, дети обделяют вниманием - можно слечь с сердечным приступом. Делай плохо - и тебя заметят! Ведь в нашей жизни принято больше внимания уделять «плохому», а не хорошему поведению.
2. Влияние на окружение (демонстративное поведение) «ты мне ничего не сделаешь».
В современной жизни дети практически не видят примеров равноправных, партнерских отношений. Наоборот, существует мода на «сильную» личность, на «крутых». Дети и подростки видят только внешнюю, эффектную сторону властолюбивого поведения. Ребенок просто не знает, что для того, чтобы быть сильным, совсем не обязательно быть агрессивным, достаточно быть уверенным в себе. Главная отличительная черта «демонстративного поведения» от «привлечения внимания» - это то, как поведет себя ребенок после того, когда вы сделаете ему замечание. Если он сразу прекратит «плохо» себя вести - он достиг своей цели. Но если его поведение станет еще хуже, его цель – влияние на социум вокруг.
3. Месть- «вредить в ответ на оскорбление».
Месть похожа на власть, но причины «плохого» поведения - глубже. Если властолюбец просто испытывает вас, то мститель искореняет внутреннюю боль, которую ему нанесли, возможно, вы сами, не заметив этого. Почувствовав свою ничтожность, страх, обиду, человек склонен отомстить за все это кому угодно.
4. Избегание неудачи – «не буду и пытаться - все равно не получится».
Эти тихие дети - вполне послушны, просто они безынициативны и беспомощны. Часто пытаются слишком подчеркнуть свои слабости и убедить взрослых, что они глупые или угловатые. Такие дети ожидают в ответ жалости и помощи в элементарных вещах.
Итак, перед нами четыре мотива плохого поведения. Рассказывая о них, мы имели в виду, что строить свои отношения с детьми с различными мотивами поведения необходимо по-разному.
На умышленное поведение ребенка, который хочет привлечь внимание, никогда не нужно обращать то внимание, которое ему необходимо, дабы не закрепить данное поведение. Но подумайте, как найти время для того, чтобы просто уделить ребенку внимание - он нуждается в этом.
Что касается поведения властолюбцев, лучшее, что может сделать взрослый - демонстрировать свою твердость, лишенную агрессии. При этом необходимо подумать, как ребенку проявить себя позитивно: дать ему право выбора, помочь почувствовать себя в чем-либо компетентным.
Трудно правильно отреагировать в случае, если мотив поведения - месть. Ведь в этой ситуации обычно и ошибки, и обида взаимные. Естественная реакция родителей - доказать свою правоту и настоять на своем - не работает! Обвинения в ответ только усугубляют проблему, а наказание является для ребенка оправданием новой агрессивности. Надо найти в себе силы и мудрость сделать первый шаг к примирению.
А вот тому ребенку, который избегает неудачи, нужна поддержка. Не делайте все вместо него, а хвалите даже за незначительный прогресс в умениях, навыках, достижениях.
Карающий, подумай: «А ЗАЧЕМ?!»
1. Наказание не должно вредить здоровью - ни физическому, ни психическому. Более того, наказание должно быть полезным.
2. Если есть сомнения, наказывать или не наказывать - не наказывайте. Даже если уже поняли, что вы мягкие, доверчивые и нерешительны. Никакой «профилактики» никаких наказаний «на всякий случай».
3. За один раз – одно наказание. Даже если плохих поступков сразу совершено много, наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу, а не по одному - за каждый поступок. Салат из наказаний - это блюдо не для детской души!
Наказание - не за счет любви, чтобы не произошло, не оставляйте ребенка без награды и любви, которую он заслуживает.
4. Срок давности. Лучше совсем не наказывать, чем наказывать с опозданием, некоторые родители наказывают ребенка за плохие поступки, когда уже прошло время, забывая о том, что даже в суровых взрослых законах принимается во внимание срок давности правонарушений.
5. Наказан - прощен. Инцидент исчерпан. Страница перевернута, как не было. О старых грехах ни слова. Не мешайте начинать жизнь сначала.
6. Без унижения. Чтобы не произошло, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребенком как величие вашей силы над его слабостью, как унижение. Если ребенок считает, что вы неправы, наказание будет действовать только в противоположную сторону.
7. Ребенок не должен бояться наказания. Не наказания ребенок должен бояться, не гнева вашего, а вашего огорчения.
Детей воспитывает то, что их окружает!
1. Если ребенка часто критикуют - он учится осуждать.
2. Если ребенку часто демонстрируют враждебность - он учится драться.
3. Если ребенка часто высмеивают - он учится быть нерешительным.
4. Если ребенка часто позорят - он учится чувствовать себя виноватым.
5. Если к ребенку часто проявляют снисходительность - он учится быть выдержанным.
6. Если ребенка часто подбадривают - он учится быть уверенным в себе.
7. Если действия ребенка часто одобряют - он учится оценивать себя.
8. Если с ребенком все всегда честны - он учится быть справедливым.
9. Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным другим - он учится находить в этом мире любовь.
«Ребенок спрашивает, следовательно, развивается»
Дошкольное детство психологи называют возрастом исследователей, мыслителей, «почемучек».
Уже доказано, что вопрос - это один из путей познания ребенком окружающего мира, установления контакта с взрослыми, уточнения представлений и названий предметов.
Дошкольников интересует все: и явления природы, и бытовые вещи, и жизнь людей, и его собственное существование. В одном случае в вопросе ребенка содержится стремление о чем-то узнать, в другом - потребность утвердиться в своих знаниях, а иногда - это желание заявить о себе.
Детские вопросы многое могут рассказать нам, взрослым, о малыше. Так по характеру вопросов мы узнаем об интересах, предпочтениях ребенка, его общее умственное развитие, познавательную активность и развитие словарного состава языка.
Благодаря вопросам ребенок узнает, что все в природе можно объяснить словами, и все имеет свое название. Понятно, что чем больше ребенок получает от взрослых правильных ответов, тем быстрее развивается, усваивает значения слов, названия свойств, отношений, закономерностей, существующих в природе.